Образовательные стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Дорожная карта по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ "Детский сад №466" г.о. Самара
План работы
Рабочей группы по обеспечению ФГОС ДОМБДОУ "Детский сад №466" г.о. Самара
Участники образовательного процесса.
№п/п | Участник педагогического процесса | Направления деятельности |
1. | Руководитель | Обеспечивает ресурсами педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся люди, время, финансы, материально-техническая база. |
2. | Старший воспитатель | Обеспечивает ресурсами педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся люди, время, финансы, материально-техническая база. |
3. | Педагогические работники ДОУ | Проводят все формы методической работы с детьми и родителями воспитанников (самоконтроль, консультирование, анализ деятельности, планирование воспитательно-образовательного процесса, целеполагание при написании планов работы, конспектов занятий). |
4. | Привлечённые специалисты | Консультирование, мониторинг, организация какой-либо временной методической работы. |
Исходя из Устава основными задачами деятельности являются:
- охрана, жизни и здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного, физического и психического развития ребёнка;
- приобщения к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
Результатом совместной деятельности детского сада и семьи, является сформированность у дошкольника ключевых компетентностей, которыми должен владеть ребенок при поступлении в 1-й класс, сформированных с учетом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья. Педагогами МДОУ № 466 разработана модель выпускника, которая соответствует требованиям Государственного стандарта дошкольного образования и является критерием определения достижения результатов.
За основу модели выпускника нами была выбрана структура личности, основанная на основных видах деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) разработанная М.С. Каганом. На основании данной структуры личности мы дифференцировали направления развития следующим образом:
Физическое развитие
- Ребенок владеет своим телом, различными видами движений, определяющих высокий уровень развития физических качеств
- Ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье
- Ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость
Познавательно-речевое
- Ребенок способен к познавательно-исследовательской деятельности, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию
- Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков
- Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах жизни
- Ребенок имеет чистое произношение
- Ребенок может связно высказывать собственное мнение по интересующему его вопросу и по теме, данной педагогом
Социально-личностное развитие
Ребёнку свойственны личностные качества:
- эмоциональность;
- общительность;
- креативность;
- инициативность,
- самостоятельность и ответственность;
- самооценка;
- свобода поведения в соответствии с нормами морали.
Художественно-эстетическое
У ребёнка развиты:
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- интерес к изобразительной деятельности;
- технические приёмы изобразительной деятельности;
- творческие способности в изобразительном творчестве;
- способности в театрализованной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 900 часов. Продолжительность НОД:
- в младшей группе (дети от 2 до 3 лет) — 10 минут;
- во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) — 15 минут;
- в средней группе (дети от 4 до 5 лет) — 20 минут;
- в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) — 25 минут;
- в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) — 30 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами НОТ – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей происходит сочетание интеллектуальной и двигательной нагрузки.
НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени занятий.
Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.
Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три НОД по физической культуре: два проводятся в физкультурном зале, одно — на свежем воздухе. В физкультурном зале НОД и на свежем воздухе проводится со всей группой детей.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренниё приём детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3–4 часа в день для всех возрастных групп).
В течение недели января и трёх месяцев летом ежегодно Программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей).
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
Организационной основой реализации Программы является тематическое перспективное планирование.