Коррекционная работа
Содержание коррекционной работы направлено на совершенствование познавательной активности, физических способностей детей с задержкой психического развития, а так же совершенствованию моторики, развитию основных психических функций, нравственной и эмоционально-волевой сфере.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
- Воспитание познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности дошкольников путём формирования умственных операций;
- Развитие речи, обогащения и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи, составлению сюжетных и описательных рассказов.
- Коррекции индивидуальных недостатков развития детей, отклонений в их психическом, речевом развитии и интеллектуальном развитии
- Восполнение пробелов предшествующего развития, расширения кругозора детей, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка.
- Сохранение и укрепление соматического и психического здоровья детей, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Условия решения поставленных задач
- Привлечение узких специалистов, психолога, воспитателей к определению уровня усвоения программы, осуществлению психологической и педагогической диагностики детей с последующей организацией дифференцированной работы.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды путём улучшения материально-технической базы, по приоритетному направлению.
- Построение воспитатнельно-образовательного процесса, используя новые педагогические технологии.
- Активное вовлечение в педагогический процесс родителей воспитанников с целью решения поставленных задач МБДОУ детского сада №466.
- Оперативное реагирование на изменения или сбои в организации процесса, анализ полученных результатов с целью совершенствования работы с детьми.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группе детей с ЗПР
Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
НОД носит интегрированный характер. Усвоение знаний, умений и навыков происходит в игровой форме в процессе предметно-практической деятельности. Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса в МДОУ является индивидуально-подгрупповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков детей. Педагог дефектолог проводит НОД в первой половине дня по обучению грамоте и развитию речи, ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, а также индивидуальные занятия. Воспитатель проводит НОД продуктивной направленности, ознакомление с художественной литературой. НОД организуется по подгруппам с учетом возрастных особенностей и актуального развития дошкольника. Мероприятия по физической культуре, музыкальному воспитанию организуются специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Учитель-логопед во второй половине дня проводит индивидуальную работу в соответствие с циклограммой деятельности и результатами диагностики.
Непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и осуществляется на основании перспективного тематического планирования.
Коррекционная работа учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и родителей воспитанников строится на принципах координации, преемственности и взаимодействия в образовательной деятельности.
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
МБДОУ детский сад № 466 в группе для детей с ЗПР
Непосредственно образовательная коррекционная деятельность (индивидуальная) коммуникация |
Работа с документацией, консультирование педагогов |
Работа с родителями | |
Понедельник | 15.20 – 15.40
15.45 – 16.05 16.10 – 16.30 16.40 – 17.00 |
15.00 – 15.20 | - |
Вторник | 15.20 – 15.40
15.45 – 16.05 16.10 – 16.30 16.40 – 17.00 |
15.00 – 15.20 | - |
Среда | 15.20 – 15.40
15.45 – 16.05 16.10 – 16.30 6.40 – 17.00 |
15.00 – 15.20 | - |
Четверг | 15.20 – 15.40
15.45 – 16.05 16.10 – 16.30 16.40 – 17.00 |
15.00 – 15.20 | - |
Пятница | 15.20 – 15.40
15.45 – 16.05 16.10 – 16.30 |
15.00 – 15.20 | 16.35 – 17.00 |
Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога
МБДОУ детский сад № 466 в группе для детей с ЗПР
Подготовка к коррекционной деятельности | Непосредственно образовательная коррекционная деятельность (подгрупповая) |
Индивидуальная коррекционная деятельность | Работа с документацией, консультирование педагогов |
|
Понедельник | 8.30 – 9.00 | 9.00 – 9.20
познание 9.35 – 10.00 познание (ознакомление с окружающим) |
10.50 – 11.20
11.25 – 11.45 11.50 – 12.10 |
10.00 – 10.50 12.10 – 12.30 |
Вторник | 8.30 – 9.00 | 9.00 – 9.20
познание 9.35 – 10.00 познание математика) |
10.50 – 11.20
11.25 – 11.45 11.50 – 12.10 |
10.00 – 10.50 12.10 – 12.30 |
Среда | 8.30 – 9.00 | 9.00 – 9.20
коммуникация 9.35 – 10.00 познание (математика) |
10.50 – 11.20
11.25 – 11.45 11.50 – 12.10 |
10.00 – 10.50
12.10 – 12.30 |
Четверг | 8.30 – 9.00 | 9.00 – 9.20 коммуникация (развитие фонематического восприятия) 9.35 –9.55 Познание (математика) |
10.50 – 11.20
11.25 – 11.45 11.50 – 12.10 |
10.00 – 10.50
12.10 – 12.30 |
Пятница | 8.30 – 9.00 | 9.00 – 9.25
коммуникация (обучение грамоте) 9.35 – 10.00 коммуникация (развитие речи) |
10.00 – 10.20
10.25 – 10.45 10.50 – 11.20 11.25 – 11.45 |
11.45– 12.30 |
Перспективно-тематический план работы для детей с ЗПР
МБДОУ детский сад № 466
(первый год обучения)
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Перспективный план работы для детей с ЗПР
МБДОУ детский сад № 466
(второй год обучения)
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Результаты коррекционной работы отслеживается учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателями на основании психолого-педагогической диагностики по «Программе коррекционного обучения детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко, обследование речи дошкольников с ЗПР по методике И.Д. Каненковой.