Охрана здоровья
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Стратегическая линия организации воспитательно-образовательного процесса в МДОУ проявляется в осуществлении комплексного подхода в организации здорового образа жизни ребёнка, который позволит не только охранять и укреплять здоровье, но и воспитывать потребность быть здоровым, учить этому, повышать жизнедеятельность ребёнка и формировать основы личностной культуры.
Для реализации задач физического воспитания дошкольников в МДОУ имеется физкультурный зал, оснащённый всем необходимым инвентарём; для удовлетворения потребности в движении в группах оборудованы физкультурные уголки, имеющие традиционное и нетрадиционное оборудование для развития и совершенствования основных движений, массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Наличие спортивной площадки позволяет проводить физкультурные занятия и спортивные мероприятия на открытом воздухе. С целью приобщения сохранения и улучшения психофизического здоровья воспитанников организован кружок «Страна здоровья».
Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить высокую двигательную активность от 6 до 13 тысяч движений в день, поэтому мы используем в своей работе методические рекомендации Утробиной Т.С. с нетрадиционными формами работы по физической культуре, что позволяет обеспечить максимальное разнообразие и вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная работа строится по следующим направлениям
1.Создание условий для двигательной активности:
индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
- оснащение (спортинвентарём, оборудованием);
- наличие спортивных уголков в группах.
- Система закаливания (в повседневной жизни и специально организованная):
- утренний приём на свежем воздухе в тёплое время года;
- утренняя гимнастика;
- ходьба босиком в спальне до и после сна;
- сон с доступом воздуха;
- солнечные ванны (в летнее время);
- обширное умывание;
- полоскание рта;
- чистка зубов в старшей подготовительной группах после обеда;
- Система двигательной активности + система психологической помощи:
- приём детей на улице в тёплое время года;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижные игры;
- физкультминутки на занятиях;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультурные досуги, забавы, игры;
- логоритмика;
- психогимнастика.
- Организация рационального питания:
- питьевой режим;
- организация второго завтрака.
- Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния:
- диагностика уровня физического развития;
- диспансеризация детей детской поликлиникой;
- диагностика физической подготовленности;
- обследование учителем-логопедом;
- обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом.
Ежедневные утренние гимнастики, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры улучшают работоспособность детского организма за счёт интенсивного усвоения кислорода тканями и органами, поднимают у детей мышечный тонус и создают хорошее настроение. В неблагоприятные для прогулок дни, организуется деятельность детей в помещении при открытых окнах.
В работе по оздоровлению детей большое внимание придаётся питанию. Оно сбалансировано и построено на основе 10–дневного меню по сезонам, с учетом потребностей детского организма. Ежегодно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, проводиться витаминизация 3-их блюд аскорбиновой кислотой.
Решая задачи физкультурно-оздоровительного направления, мы опираемся на принцип единства взаимодействия «Родитель» — «Ребёнок» — «Педагог».
Коллектив МДОУ уделяет внимание профилактике плоскостопия, нормально развитая стопа обеспечивает полноценное функционирование внутренних органов и строение костно-мышечной системы организма. С этой целью педагоги изготовили нестандартное оборудование (дорожки из нашитых пуговиц, пробок и т.д.)
Анализ состояния здоровья воспитанников
Основные направления воспитательно-оздоровительной работы
- оценка здоровья ребёнка при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, ведение фильтровых журналов, совместные обходы групп старшей медсестрой, врачом педиатром, ст. воспитателем, психологом;
- охрана и укрепление психофизического здоровья ребёнка: наблюдение и изучение эмоционального состояния, психологическое просвещение родителей, коллектива, использование коррекционной работы с детьми;
- помощь, педагогическая поддержка ребёнка в период адаптации к условиям ДОУ;
- воспитание у ребёнка потребности в здоровом образе жизни; обеспечение сбалансированного питания, профилактики вредных привычек, беседы о последствиях их влияния на организм;
- особое внимание уделяется закаливающим процедурам: упражнения после сна, пробежка по «пуговичным коврикам», витаминизированное питьё, полоскание рта, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения под музыку.
Показателями сохранности здоровья воспитанников является анализ пропусков ДОУ по болезни одним ребёнком в среднем. В нашем учреждении оно составляет 6-7 дней, что соответствует норме. Это свидетельствует о здоровьесберегающем педагогическом процессе, правильности выбора дошкольным учреждением программ и педагогических технологий, средств и методов воспитания и обучения.
Одним из показателей здоровья детей дошкольного возраста является распределение их по дгруппам здоровья.
№ п/п | Наименование | 2010–2011 уч. год | 2011–2012 уч. год | 2012–2013 уч. год |
1. | По списку (количество детей) | 142 | 135 | 141 |
2. | 1 группа здоровья | 30 | 34 | 35 |
3. | 2 группа здоровья | 81 | 67 | 76 |
4. | 3 группа здоровья | 31 | 33 | 29 |
5. | 4 группа здоровья | - | 1 | 1 |
6. | Патология зрения | 4 | 5 | 6 |
7. | Сердечно-сосудистые заболевания | 2 | 3 | - |
8. | Хирургические отклонения | 26 | 29 | 23 |
9. | ЛОР заболевания | 2 | 2 | 3 |
10. | Соматические заболевания | - | 1 | 1 |
11. | Ожирение | - | - | - |
12. | Неврологические заболевания | 30 | 28 | 29 |
Анализируя «группы здоровья» детей можно отметить, что при поступление в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, как правило, низкий уровень здоровья имеют дети I–II младшей группы и дошкольники средней группы. Следовательно, педагогам и специалистам работающих с данной категории детей необходимо:
- улучшать работу по профилактике простудных заболеваний, реализации плана физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими и имеющими хронические заболевания детьми в группах.
- организовывать просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.
Основные направления деятельности.
- организация двигательной активности детей (через утреннюю гимнастику, физминутки, индивидуальную работу, спортивные праздники и развлечения);
- лечебно-профилактическая работа;
- планирование и организация физкультурных мероприятий;
- совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Для профилактики инфекционных заболеваний в осенне-весенний период в ДОУ используются витаминизация блюд, фитотерапия (использование в рационе питания дошкольников репчатого лука и чеснока).
Большое внимание в прошедшем учебном году в ДОУ уделялось организации питания. Разработанное десятидневное меню позволяет сделать питание детей сбалансированным. В рационе присутствовали соки, фрукты, овощные блюда. Выполнение натуральных норм питания максимально близко к норме.
Методы закаливания, создание оптимального двигательного режима соответствуют задачам дошкольного учреждения.
В 2012–2013 учебном году отмечается положительная динамика в физическом развитии детей дошкольного возраста, что произошло не только за счёт естественного роста воспитанников, но и целенаправленной работы по физическому воспитанию и эффективному использованию физических упражнений.
Реализуя задачи оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, педагоги ориентировались на физическую подготовленность воспитанников, учитывали имеющиеся отклонения в состоянии их здоровья, опирались на результаты диагностики уровня физического развития, медицинские показатели здоровья и на психофизиологические особенности, склонности и интересы ребенка.