Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский комбинированного вида сад № 466»
городского округа Самара

330-38-20

334004, г. Самара,
ул. Фасадная, д. 13 «а»

Охрана здоровья

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Стратегическая линия организации воспитательно-образовательного процесса в МДОУ проявляется в осуществлении комплексного подхода в организации здорового образа жизни ребёнка, который позволит не только охранять и укреплять здоровье, но и воспитывать потребность быть здоровым, учить этому, повышать жизнедеятельность ребёнка и формировать основы личностной культуры.

Для реализации задач физического воспитания дошкольников в МДОУ имеется физкультурный зал, оснащённый всем необходимым инвентарём; для удовлетворения потребности в движении в группах оборудованы физкультурные уголки, имеющие традиционное и нетрадиционное оборудование для развития и совершенствования основных движений, массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Наличие спортивной площадки позволяет проводить физкультурные занятия и спортивные мероприятия на открытом воздухе. С целью приобщения сохранения и улучшения психофизического здоровья воспитанников организован кружок «Страна здоровья».

Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить высокую двигательную активность от 6 до 13 тысяч движений в день, поэтому мы используем в своей работе методические рекомендации Утробиной Т.С. с нетрадиционными формами работы по физической культуре, что позволяет обеспечить максимальное разнообразие и вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Физкультурно-оздоровительная работа строится по следующим направлениям

1.Создание условий для двигательной активности:

индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

  • оснащение (спортинвентарём, оборудованием);
  • наличие спортивных уголков в группах.
  1. Система закаливания (в повседневной жизни и специально организованная):
  • утренний приём на свежем воздухе в тёплое время года;
  • утренняя гимнастика;
  • ходьба босиком в спальне до и после сна;
  • сон с доступом воздуха;
  • солнечные ванны (в летнее время);
  • обширное умывание;
  • полоскание рта;
  • чистка зубов в старшей подготовительной группах после обеда;
  1. Система двигательной активности + система психологической помощи:
  • приём детей на улице в тёплое время года;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физкультурные досуги, забавы, игры;
  • логоритмика;
  • психогимнастика.
  1. Организация рационального питания:
  • питьевой режим;
  • организация второго завтрака.
  1. Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния:
  • диагностика уровня физического развития;
  • диспансеризация детей детской поликлиникой;
  • диагностика физической подготовленности;
  • обследование учителем-логопедом;
  • обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом.

Ежедневные утренние гимнастики, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры улучшают работоспособность детского организма за счёт интенсивного усвоения кислорода тканями и органами, поднимают у детей мышечный тонус и создают хорошее настроение. В неблагоприятные для прогулок дни, организуется деятельность детей в помещении при открытых окнах.

В работе по оздоровлению детей большое внимание придаётся питанию. Оно сбалансировано и построено на основе 10–дневного меню по сезонам, с учетом потребностей детского организма. Ежегодно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, проводиться витаминизация 3-их блюд аскорбиновой кислотой.

Решая задачи физкультурно-оздоровительного направления, мы опираемся на принцип единства взаимодействия «Родитель» — «Ребёнок» — «Педагог».

Коллектив МДОУ уделяет внимание профилактике плоскостопия, нормально развитая стопа обеспечивает полноценное функционирование внутренних органов и строение костно-мышечной системы организма. С этой целью педагоги изготовили нестандартное оборудование (дорожки из нашитых пуговиц, пробок и т.д.)

Анализ состояния здоровья воспитанников

Основные направления воспитательно-оздоровительной работы

  • оценка здоровья ребёнка при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, ведение фильтровых журналов, совместные обходы групп старшей медсестрой, врачом педиатром, ст. воспитателем, психологом;
  • охрана и укрепление психофизического здоровья ребёнка: наблюдение и изучение эмоционального состояния, психологическое просвещение родителей, коллектива, использование коррекционной работы с детьми;
  • помощь, педагогическая поддержка ребёнка в период адаптации к условиям ДОУ;
  • воспитание у ребёнка потребности в здоровом образе жизни; обеспечение сбалансированного питания, профилактики вредных привычек, беседы о последствиях их влияния на организм;
  • особое внимание уделяется закаливающим процедурам: упражнения после сна, пробежка по «пуговичным коврикам», витаминизированное питьё, полоскание рта, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения под музыку.

Показателями сохранности здоровья воспитанников является анализ пропусков ДОУ по болезни одним ребёнком в среднем. В нашем учреждении оно составляет 6-7 дней, что соответствует норме. Это свидетельствует о здоровьесберегающем педагогическом процессе, правильности выбора дошкольным учреждением программ и педагогических технологий, средств и методов воспитания и обучения.

Одним из показателей здоровья детей дошкольного возраста является распределение их по дгруппам здоровья.

№ п/п Наименование 2010–2011 уч. год 2011–2012 уч. год 2012–2013 уч. год
1. По списку (количество детей) 142 135 141
2. 1 группа здоровья 30 34 35
3. 2 группа здоровья 81 67 76
4. 3 группа здоровья 31 33 29
5. 4 группа здоровья - 1 1
6. Патология зрения 4 5 6
7. Сердечно-сосудистые заболевания 2 3 -
8. Хирургические отклонения 26 29 23
9. ЛОР заболевания 2 2 3
10. Соматические заболевания - 1 1
11. Ожирение - - -
12. Неврологические заболевания 30 28 29

Анализируя «группы здоровья» детей можно отметить, что при поступление в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, как правило, низкий уровень здоровья имеют дети I–II младшей группы и дошкольники средней группы. Следовательно, педагогам и специалистам работающих с данной категории детей необходимо:

  • улучшать работу по профилактике простудных заболеваний, реализации плана физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими и имеющими хронические заболевания детьми в группах.
  • организовывать просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.

Основные направления деятельности.

  • организация двигательной активности детей (через утреннюю гимнастику, физминутки, индивидуальную работу, спортивные праздники и развлечения);
  • лечебно-профилактическая работа;
  • планирование и организация физкультурных мероприятий;
  • совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Для профилактики инфекционных заболеваний в осенне-весенний период в ДОУ используются витаминизация блюд, фитотерапия (использование в рационе питания дошкольников репчатого лука и чеснока).

Большое внимание в прошедшем учебном году в ДОУ уделялось организации питания. Разработанное десятидневное меню позволяет сделать питание детей сбалансированным. В рационе присутствовали соки, фрукты, овощные блюда. Выполнение натуральных норм питания максимально близко к норме.

Методы закаливания, создание оптимального двигательного режима соответствуют задачам дошкольного учреждения.

В 2012–2013 учебном году отмечается положительная динамика в физическом развитии детей дошкольного возраста, что произошло не только за счёт естественного роста воспитанников, но и целенаправленной работы по физическому воспитанию и эффективному использованию физических упражнений.

Реализуя задачи оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, педагоги ориентировались на физическую подготовленность воспитанников, учитывали имеющиеся отклонения в состоянии их здоровья, опирались на результаты диагностики уровня физического развития, медицинские показатели здоровья и на психофизиологические особенности, склонности и интересы ребенка.

Печать E-mail